Рекомендации участникам

Основной метод участия в интернет-игре — мини-исследование

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ…

(Пояснения к методике выполнения заданий национальной Интернет-игры «НАША Беларусь» школьными командами 10-11 классов) 

“Используя любые доступные вам источники информации и методики проведения мини-исследований, постарайтесь сформулировать свои варианты ответов на вопросы, связанные с историей и наиболее яркими иллюстрациями межкультурного взаимодействия народов, проживающих на территории Беларуси. Пожалуйста, не забудьте указать все источники использованной вами информации (в том числе – и адреса сайтов)” —

игровое задание для команд 10-11 классов 
(Национальная интернет-игра “НАША Беларусь:
Молодежный образовательный клуб “NEWLINE”,
Образовательное сообщество iEARN-Belarus

Ключевыми словами игрового задания для команд 10-11 классов были: “ Используя любые доступные вам источники информации и МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЙ, постарайтесь сформулировать свои варианты ответов на вопросы”. Таким образом сформулированное задание предполагает, что участники команд НЕ БУДУТ СТРЕМИТЬСЯ СРАЗУ БЕССИСТЕМНО ВЫКЛАДЫВАТЬ ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ИМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И СВЕДЕНИЯ, размещенные в “любых доступных” источниках информации, а предварительно (т.е. первоначально) проведут своесобственное теоретическое исследование по СУТИ И СОДЕРЖАНИЮ вопросов, помещенных ниже в тексте игрового задания.

Формируя пакет игровых заданий, ОРГАНИЗАТОРЫ Интернет-игры «НАША Беларусь» ПРЕДПОЛАГАЛИ, что учащиеся 10-11 классов знают, что такое исследование и свободно владеют различными исследовательскими методиками . В осенней игровой сессии приняли участие 15 команд из различных учреждений образования Беларуси, имеющих в своем составе 78 учащихся и 20 помогавших им педагогов (согласно спискам, представленным командами вместе с ответами). Однако, анализ полученных ответов, к сожалению, не позволяет подтвердить эту гипотезу (проверить этот вывод организаторов игры может каждый из вас, кто посмотрит все варианты ответов игровых команд 10-11 классов, размещенные на сайте игры. Поэтому организаторы игры сочли необходимым: 1) организовать специальное обсуждение самой методики работы команд во время игры, 2) предложить командам найти возможность дополнительной работы с полученными материалами и 3) сформулировать варианты ответов, адекватные игровым заданиям.

Предполагаемая и рекомендуемая методика выполнения игровых заданий базируется на культурно-сформированном понимании процесса “исследование”. Это понимание происходит из смыслов слов, понятий и терминов, представленных в культурных образцах и текстах (например, толковом словаре русского языка С. И. Ожегова ). В качестве оснований для разработки и представления методики работы игровых команд, мы презентируем обработанные нами “здесь и сейчас” материалы, размещенные именно в этом, наиболее доступном для всех школьников “культурном тексте” :

Исследование научный труд (с. 249). Это описание может быть истолковано и как произведение особого рода, и как способ преодоления «трудностей». Но в любом случае «научный труд» представляет собой некий результат, полученный в процессе исследования.

Для того, чтобы про этот «труд» и процесс можно было понять что-то более определенное, нам необходимо оттолкнуться от описания той задачи, решение которой предполагает производство и получение предполагаемого результата – научного труда. Т.е. речь в этом случае как раз и может идти о задаче, сформулированной в терминах, начинающихся со слова «исследовать»:

Исследовать ПОДВЕРГНУТЬ НАУЧНОМУ ИЗУЧЕНИЮ, ОСМОТРЕТЬ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ, изучение чего-либо (с. 249)

Изучить ПОСТИЧЬ УЧЕНИЕМ , УСВОИТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, познать, внимательно наблюдая, ознакомиться и понять (с. 238) – в таком случае изучение – это процессы постижения – усвоения – познания, ознакомления – понимания.

Постичь понять, уразуметь смысл чего-то (с. 560)

Учение совокупность теоретических положений о какой-либо области, явлении, действительности (с. 834)

ПОСТИЧЬ УЧЕНИЕМ – понять с помощью совокупности теоретических положений о какой-либо области, явлении, действительности смысл чего-то

Познать постигнуть, приобрести знание о ком, о чем-либо; Узнать вполне; Испытать, пережить (с. 538). Познание приобретение знания , постижение закономерностей объективного мира (с. 538)

Усвоить сделать свойственным, привычным для себя новый обычай, привычку; Поняв, запомнить как следует урок (с. 827)

Процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. В процессе чего-то – во ходе чего-нибудь, во время протекания чего-нибудь (с. 616)

Обучение – см. учить (с. 430).

Учить – высказывать, обосновывать какую-нибудь мысль, положение; Заниматься, усваивать, запоминать; Бить, наказывать (устар. прост.) ; Учиться – усваивать какие-то знания, навыки; приобретать опыт (с. 834)

УСВОИТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ проходя через последовательную смену состояний и приобретая опыт, сделать понятыми, запомнившимся и свойственными для себя новые знания и навыки. Таким образом, основным результатом процесса «изучение» (суть описания предполагаемого результата исследования – «труда») могут быть названы ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ стали СВОЙСТВЕННЫМИ кому-то в результате ИСПЫТАНИЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ, ПОСТИЖЕНИЯ своего ОПЫТА.

Если знание результаты познания, научные сведения; Совокупность сведений в какой-либо области (с. 227) и при этом под сведениями понимается познание в какой-либо области; известие, сообщение (с. 689), то результат изучения может быть сформулирован как СОВОКУПНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ, ИЗВЕСТИЙ, СООБЩЕНИЙ В КАКОЙ-ЛИБО ОБЛАСТИ, ПОЛУЧЕННЫЕ и ставшие для кого СВОЙСТВЕННЫМИ в результате ЕГО СОБСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ (пережитого испытания, опыта), ПОСТИЖЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ О КАКОЙ-ЛИБО ОБЛАСТИ, ЯВЛЕНИИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Применительно к задаче «исследовать» конкретизация этого результата предполагает дополнительное определение прилагательного «научный».

Наука система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также – отдельная область таких знаний (естественных, общественных, гуманитарных); то, что познает, дает опыт, урок (с. 339),

Опыт – отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания; совокупность знаний и практически усвоенных навыков и умений; Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-либо нового в определенных условиях с целью исследования, испытания; Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь (с. 449)

Урок – нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего (с. 826)

Исходя из представленного понимания РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ («труд» ) может быть конкретизирован каксовокупность сведений, полученных при: а) отражении в сознании людей законов объективного мира и общественной практики; б) постижении закономерностей о какой-либо области, явлении, действительности с помощью совокупности теоретических положений , воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-либо нового в определенных условиях, из чего можно сделать вывод для будущего .

Другой основополагающей характеристикой задачи «исследовать» является «осмотреть для выяснения»:

Осмотреть – посмотреть на кого, что-нибудь с разных сторон, обозреть полностью, оглядеть; Обследовать с какой-либо целью (с. 454)

Выяснить – привести в ясность (с.119)

Посмотреть смотреть : направлять взгляд, чтобы увидеть кого-то, что-нибудь, глядеть; Присутствуя где-нибудь и рассматривая, знакомиться с кем – чем-либо, изучать или проверять; Производить осмотр, обследование; иметь попечение, заботиться о ком — чем-нибудь; Так или иначе относиться к кому – чему-нибудь, оценивать кого – что-нибудь (с.с. 558, 725-726)

Полностью – до конца, сполна выполнить программу, совершенно, вполне (с. 545)

Обозреть – окинуть взором, осмотреть, обследовать, рассмотреть (с. 425)

Обследовать – произвести осмотр, проверку чего-нибудь ( с. 429)

Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить (с.861)

Ясность – ясный: хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый, понимаемый; Логичный, стройный, четкий (с. 906)

Т. е., ЕЩЕ ОДНИМ РЕЗУЛЬТАТОМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ «исследовать» является внесение ясности : рассмотренного в соответствии с программой и с разных сторон проверенного отношения к чему-либо (оценки чего-нибудь), обеспечивающие понимание цели исследования (логичного, стройного, четкого предмета стремления исследователя).

Соответственно, ЛЮБОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ВОЗМОЖНЫМ только тогда, КОГДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО логично, стройно и четко ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ СФОРМИРОВАНЫ «ПРЕДМЕТ СТРЕМЛЕНИЯ» (цель и объекты исследования), требующий подтверждения, И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ – ПОРЯДОК действий по его проверке. Необходимой и обязательной характеристикой ЛЮБОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является наличие в его содержание ГИПОТЕЗЫ (Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; Вообще – требующее подтверждения , с. 127) и ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ( Программа перечень деятельности, работ; Узкий, конкретный и ближайший план деятельности, действий , с. 597), предполагающей изучение выдвигаемых гипотез :отбор необходимого материала и его всестороннее рассмотрение при формировании ясного и четкого отношения исследователя, позволяющего произвести проверку полученных данных (относительно выбранных объектов исследования) исделать свои выводы (относительно высказанных ранее предположений – гипотез).

Таким образом, ИССЛЕДОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНО как отеоретизированная (т.е. содержащая теоретическое описание ситуации и / или исследуемой проблемы – описанных с помощью понятий и теоретических моделей), проблемно-оформленная (т.е. заведомо направленная на преодоление противоречий и разрешение определенных – описанных – ситуаций в сочетании с описанием тех эффектов-результатов, которые предполагается получить), и программно-организованная деятельность, содержащая авторские идеи-гипотезы, вопросы и материалы, позволяющие провести работу, направленную на преодоление затруднений и поиск ответов на интересующие вопросы(обеспечить выход из проблемной ситуации, предложить ее теоретическое описание и т.д.). Следовательно, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ может быть описана следующим образом:

1) вычленение ПРОБЛЕМЫ и ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ;

2) формулирование СВОИХ ГИПОТЕЗ и представлений о сути и содержании ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ;

3) разработка мини-ПРОГРАММЫ проверки и рассмотрения своих гипотез –

т.е. формирование концептуальной модели и программы исследования.

А затем:

А) отбор необходимых материалов (в соотвествии с программой исследования);

Б) рассмотрение собранного материала с разных точек зрения, анализ полученных данных с точки зрения высказанных ранее гипотез;

В) формирование СВОИХ ВЫВОДОВ по сути гипотез, выставленных на СВОЕ рассмотрение

Г) обобщение полученных выводов, оформление результатов работы – составление итогового отчета о проведенном мини-исследовании J )),

КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОТЧЕТА определяется с помощью процедур экспертизы представленного текста ( полного содержания отчета о проведенном исследовании) на его соответствие характеристикам – «потребительским качествам» продукта исследования («научного труда»).

В самом общем виде структура исследовательского отчета должна содержать : авторское описание проблемы и ее актуальности; цель, гипотезы и задачи, решение которых необходимо для проверки высказанных гипотез; описание используемого понятийного аппарата и собранных материалов, сопоставленных и соотнесенных между собой относительно проверяемых гипотез; полученные аналитические результаты и выводы.

Эффективность проведенной работы проверяется через соответствие текста критериям научного труда :

  • наличие совокупности сведений, полученных при отражении в сознании исследователя (людей) законов объективного мира и общественной практики – результаты исследования всегда субъектны и субъективны ;
  • постижение закономерностей о какой-либо области, явлении, действительности с помощью совокупности теоретических положений – результаты исследования базируются на теоретических описаниях и конструктах: присвоенных явлениям именах, проясненных терминах, описанных понятиях, предъявленных моделях ;
  • воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем – результаты исследования экспериментально проверены ;
  • создание чего-либо нового в определенных условиях – результаты исследования апробированы практикой;
  • присутствие выводов для будущего – результаты исследования имеют прозрачный «контур употребления»: область и границы применимости, условия воспроизведения, требования к тиражированию практики в сочетании с индивидуальными представлениями исследователя о конкретной пользе полученного «труда» .

Представленный здесь пример теоретического исследования особенно необходим тем командам – участникам интернет-игры “НАША Беларусь” , которые все же РЕШАТЬСЯ НА ИНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ игрового задания и ЗАХОДЯТ найти СВОИ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ на вопросы, сформулированные для команд 10-11 классов в осенней сессии игры. Мы предполагаем, что эти отчеты по проведенным мини-исследованиям, команды – участники игры отправят ее организаторам в качестве своих вариантов ответов на каждый вопрос игрового задания.

Начинать эту работу стоит с того, что участникам команды необходимо самоопределиться в выборе объектов своего исследования и установить их взаимосвязи между собой, формируя свою гипотезу, нуждающуюся в проверке «в материале» (таблица 1).

Объекты мини-исследований в рамках вопросов командам 10-11 классов, участвующим в Интернет-игре «НАША Беларусь» Таблица 1

 

Вопрос

Объекты исследования

  1. В развитие белорусской, русской и других славянских культур особый вклад внесли белорусские просветители . Кого из них вы знаете ?
  2. Известны ли вам факты, которые свидетельствуют о тесном взаимодействии белорусской и европейских культур? Что это за факты?
  3. В каком историческом периоде белорусская культура и политика наиболее сильно влияла на развитие европейской цивилизации? С какими фактами и именами связаны эти процессы? Обоснуйте свое утверждение.
  4. Виленский университет – первый университет ВКЛ. Какие его выпускники внесли значительный вклад в развитие белорусской, литовской, польской и других культур?
  5. Каких известных деятелей искусства и политики в равной мере частью своего национального наследия считают и белорусы, и поляки, и литовцы? За что именно? Почему так произошло?
  6. В каком документе и когда в БССР было зафиксировано равноправие языков основных народов, которые проживали на территории этой республики? Какие исторические символы, знаки и факты реальности этого процесса вам известны?
  7. Какой(ие) явление(я), факт(ы) или событие(я) на белорусских землях вы считаете наиболее важным(и) для понимания сущности мультикультурного и межкультурного взаимодействия народов, живущих в Беларуси, как между собой, так и с другими народами и культурами (в том числе – с соседями)?
•  Просветители;•  Белорусские просветители;

•  Вклад в культуру

Как уже указывалось в начале этой статьи в качестве материалов для формирования командами своих НОВЫХ вариантов ответов можно использовать те ответы, которые размещены на этом сайте: ВСЕ работы, присланные командами-участницами игры.

И еще одно небольшое примечание:

организаторы осенней сессии интернет- игры “НАША Беларусь” не предполагали, что в отведенные 3 часа игроворго времени участники команд 10-11 классов сумеют провести свои мини-исследования и найти варианты ответов на ВСЕ вопросы, заданные в игре. И сейчас мы предлагаем командам – участницам игры кооперацию: выберите именно те вопросы, которые наиболее интересны для ВАС и к реальной встрече в Минске подготовьте свой вариант развернутого ответа на этот вопрос.

Для согласования и распределения работы, ждем от всех вас информацию о вашем участии и выбранных номерах вопросов для проведения мини-исследований. Информацию следует отправлять по известным вам адресам Молодежного образовательного клуба “NewLine”: yiecnewline@tut.by, savel@ripo.unibel.by.

Спасибо за сотрудничество и взаимопонимание в интересах жизни и процветания НАШЕЙ Беларуси.


СОФИЯ САВЕЛОВА,
Руководитель проекта, менеджер YIEC “ New Line ”,
и.о. доцента кафедры менеджмента и социально-философских дисциплин
ГОУ «Республиканский институт профессионального образования»

ЛЮДМИЛА ТРЕБУНСКИХ ,
Эксперт проекта, руководитель кабинета иностранных языков
Минского государственного Дворца детей и молодежи

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; – 2-ое изд.; испр. и доп. – М., 1995.
Реклама