Задания игры «НАША Беларусь: Цели устойчивого развития»

Ассоциация «Образование для устойчивого развития»
УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»
Факультеты естествознания и дошкольного воспитания
Межфакультетская студенческая научно-исследовательская лаборатория «Педагогическое образование в интересах устойчивого развития»
Молодежный образовательный клуб “NEWLINE“
Партнерская сеть Школ устойчивого развития
Международная инициатива Хартия Земли
Проект «Школьники и студенты – лидеры региональных инициатив в интересах устойчивого развития»  


ИНТЕРНЕТ-ИГРА «
НАША Беларусь: Цели устойчивого развития»,
11 марта 2015 года, 12.00

 

 

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

newline_logoИспользуя любые доступные вам источники информации и методикупроведения мини-исследования, постарайтесь полностью выполнить как минимум 2 игровых задания (обязательным является задание № 1). Выполняя практическую часть задания, обратите внимание на текст, предваряющий каждое задание, постарайтесь сформулировать свои гипотезы, варианты ответов на заданные вопросы и творчески выполнить работу.

  1. Преамбула

Начало разработки новых концепций развития цивилизации жителями Земли связывают с первой Всемирной конференцией по окружающей среде и развитию (г. Стокгольм, 1972), на которой одной из главных задач было названо экоразвитие. В течение последующих пятнадцати лет эта идея трансформировалась в концепцию устойчивого развития, которая получила в 1992 году признание на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.

В классическом понимании «устойчивое развитие» – это такая модель комплексных изменений, которые одновременно удовлетворяют потребности социальной, экономической и экологической подсистем общества. Между тем за последние десятилетия понимание этой модели изменилось: в основе развития экономической и социальной подсистем лежит целостность экологической подсистемы, которая обеспечивает их существование и является системообразующей (модель «сильной устойчивости», рис. 1) [1]

 

image006

 

Игровое задание:

globalactionКак Вы понимаете произошедшие изменения в моделях устойчивого развития? Что, на ваш взгляд, их объединяет, и в чем их различие? Как вы думаете, что является движущей силой идей устойчивого развития? Чем отличается поведение человека, разделяющего ценности и идеи устойчивого развития?

Как бы кратко описали свое представление о том, что такое устойчивое развитие (объем описания – не более 2-х абзацев, которые можно дополнительно проиллюстрировать, используя любые доступные форматы).

 

  1. Преамбула

Одним из главных итогов Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (Рио-де-Жанейро, 2012) стало поручение структурам ООН разработать комплекс Целей устойчивого развития (ЦУР), которые призваны способствовать проведению целенаправленных и согласованных действий регионов, стран и людей по обеспечению устойчивого развития. Формирование пакета ЦУР было проведено рабочей группой Генеральной Ассамблеи ООН. Результаты этой работы были официально представлены 8 января 2015 года в обобщающем докладе Пан Ги Муна, Генерального секретаря ООН «Дорога к достойной жизни к 2030 году: искоренение нищеты, преобразование условий жизни всех людей и защита планеты».

2015 – год подведения итогов первой Кампании Тысячелетия: достижения Глобальных Целей Тысячелетия (Millennium Development Goals). Этот год дает странам и народам исторический шанс объединиться в интересах решения общих проблем и выбора новых путей продвижения вперед: мы можем включиться в разработку глобальной программы действий в области развития на период после 2015 года.

Игровое задание:

Как вы можете ответить на вопрос, что такое Цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals)? Связаны ли они с Глобальными Целями Тысячелетия (Millennium Development Goals) и как? Охарактеризуйте, пожалуйста, кратко содержание Целей устойчивого развития (ЦУР).

Как вы считаете, кому из вашего окружения (а также – из участников локального сообщества) обязательно необходимо узнать о содержании ЦУР? Как вы можете помочь им узнать о них?

В любом доступном для вас медиаформате представьте, пожалуйста, свое представление о Целях устойчивого развития – средства, с помощью которого вы могли бы помочь кому-то (не забудьте уточнить, кому именно) не только узнать о ЦУР, но и включиться в сотрудничество с вами по определению путей их достижения в вашем регионе.

 

  1. Немного истории:

EC15 logo1Идея Хартии Земли появилась в 1987 году, когда Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН (сейчас более известная как комиссия г-жи Брундтлант) призвала создать новый договор, который сформулировал бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Однако в 1992 году на Международном саммите Земли в Рио-де-Жанейро представленный Комиссией текст не был подписан.

В 1994 г. Совет Земли (Президент М. Стронг), Международный Зеленый Крест (Президент М. Горбачев) и Генеральный Директор ЮНЕСКО (Ф. Майор) по инициативе и поддержке правительства Нидерландов возобновили международный проект по «народной разработке» Хартии Земли, создав независимую Комиссию Хартии Земли. Основной целью проекта стала доработка Хартии Земли как всеобщего соглашения (консенсуса) о ценностях и принципах устойчивого будущего.

Результатом шестилетнего всемирного обсуждения (1994—2000 гг.) явился заключительный вариант текста Хартии Земли, принятый в марте 2000 г. на собрании Комиссии в штабе ЮНЕСКО в Париже. Официальная церемония принятия Хартии Земли состоялась 29 июня 2000 г. во Дворце мира в Гааге (Королевство Нидерландов) при участии Королевы Беатрикс. В 2015 году 29 июня там же состоится подведение итогов Международной Кампании «Хартия Земли + 15: One Earth Community, One Common Destiny», которую организует Международная инициатива Хартия Земли.

 

Игровое задание:

Как вы думаете:

– какие основные идеи Хартии Земли отражают ценности и принципы устойчивого будущего, выработанные совместно различными участниками глобального человеческого сообщества?

– насколько характерны эти ценности и принципы для участников вашего школьного, местного, локального сообществ, образа жизни вашей семьи? (подтвердите, пожалуйста, свою позицию примерами).

 

Как, на ваш взгляд, можно перевести на русский и белорусский языки фразу «One Earth Community, One Common Destiny», которая является основную идею Международной Кампании «Хартия Земли + 15»? Что можно сделать, чтобы ваша семья, школьное, местное, локальное сообщество стали участниками этой Кампании? Какие идеи и дела вы могли бы предложить им для этого?

Попробуйте составить собственный календарь мероприятий региональной / местной Кампании «Хартия Земли + 15». А также от имени белорусских участников внесите свои предложения в календарь Международной кампании «Хартия Земли + 15».

 

  1. Преамбула

В последнее время становится актуальной концепция «зеленого потребления», основная идея которой: потребительские привычки людей могут изменить наше общее будущее. К сожалению, эта концепция с трудом находит понимание, потому что мы не имеем ясного ответа на вопросы: а) что такое «зеленое потребление» и б) чем оно отличается от других аналогичных представлений о «правильном» поведении людей. Многие люди считают заботу об окружающей среде проблемой государства и общественности в лице ее официальных представителей.

Существующий парадокс между «обществом потребления» и «обществом зеленого потребления» представляет реальную угрозу жизни людей и экологической целостности окружающей среды. Как вы считаете, чем можно объяснить существование этого парадокса? В чем и как можно найти разрешение данного конфликта?

Игровое задание:

Почему приверженцы идеи «зеленого потребления» верят в ответственность каждого отдельного человека за наше общее будущее? Как вы думаете, много ли приверженцев этих идей среди ваших знакомых, друзей и людей, окружающих вас? (пожалуйста, обоснуйте свою версию конкретными примерами). На ваш взгляд, какое понимание идеи «зеленого потребления» помогло бы сделать ее более доступной для вашего окружения?

Подумайте, пожалуйста, о том, какие действия лично вы как лидеры перемен в интересах устойчивого развития могли бы предпринять в своем сообществе для того, чтобы помочь его участникам изменить свои потребительские привычки. Приведите, пожалуйста, аргументы для ваших родителей, одноклассников, сверстников о необходимости изменений своих потребительских привычек, согласно ценностей и целей устойчивого развития.

Могут ли помочь вам в осуществлении ваших замыслов материалы мультимедийного комплекта «Шаг за шагом», созданного специалистами Регионального экологического центра для стран Центральной и Восточной Европы (РЭЦ)? Как именно?

Попробуйте, пожалуйста, разработать свои медиапроекты (флаеры, плакаты и др.), помогающие вашим потенциальным партнерам познакомиться с идеей «зеленого потребления» и стать соучастниками предлагаемых вами действий.

 

  1. Преамбула

Screen Shot 2015-03-11 at 10.05.04Северн Куллис-Сузуки (Severn Suzuki) – 12-летняя девочка, которая на 6 минут заставила замолчать весь мир.

В возрасте 9 лет со своими друзьями она организовала Детскую экологическую организацию «E.C.O.» в Канаде, деятельность которой позволила им самостоятельно заработали деньги и принять участие в Конференции ООН по экологии и развитию (Earth Summit) в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 3-14 июня 1992 года).

Выступая с трибуны Конференции Рио-92, Северн Куллис-Сузуки сказала: «Я буду говорить от имени всех будущих поколений». Сражаясь за свое будущее, она призвала взрослых изменить свое поведение и предложила: «Если вы не знаете, как [всё] это исправить, прошу вас, перестаньте разрушать!»

Ее обращение послужило одним из причин признания энергоэффективности (процессов производства, методов ведения хозяйства) в качестве важнейшего индикатора экологически ответственного отношения к окружающей среде. Но более важным показателем происходящих изменений выступает энергоэффективность уклада и образа жизни людей, сообществ и региона.

Игровое задание:

Наряду с требованиями ресурсо- и энергоэффективности широкое распространение в деятельности различных людей и структур приобрела и идея энергосбережения. Как вы считаете, схожи ли эти направления деятельности? Что их объединяет? А чем они принципиально отличаются?

Что такое, по-вашему, энергоэффективный уклад и образ жизни человека, общества, организации? Как он проявляется в нашем повседневном образе жизни? Пожалуйста, «пройдитесь» по вашему учреждению образования (дому, улице, городу) и найдите доказательства вашей гипотезы. Можете ли вы предложить свои идеи, позволяющие повысить энергоэффективность уклада и образа жизни свой семьи, двора, школы, улицы?

 

  1. Преамбула

Screen Shot 2015-03-11 at 10.08.31С 24 апреля по 25 мая проводится уже ставшая в Беларуси традиционной Неделя устойчивого развития – 2015 (Неделя УР–2015). Ключевыми тематическими направлениями Недели УР-2015 являются:

  • «зеленая экономика»;
  • «эффективные стратегии УР»;
  • «образование»;
  • «устойчивое потребление и региональный рынок»;
  • «работа в интересах УР / профессиональная и общественная деятельность».

В ситуации устойчивого развития лидерами наиболее успешных перемен, направленных на непрерывное улучшение качества жизни сообществ и регионов, являются молодые люди. В Год молодежи мы предлагаем вам внести вклад в расширение своего влияния на процессы устойчивого развития вашего сообщества – продумать инициативы, которые вы готовы осуществить в рамках Недели УР–2015.

Игровое задание:

Одним из вариантов официального слогана Недели УР–2015 является выражение «От устойчивого развития к устойчивому обществу!». Как вы можете объяснить смысл этой фразы? Что вы считаете необходимым сделать в своем регионе для ее осуществления и популяризации?

Опишите, пожалуйста, кратко основные идеи и содержание ваших инициатив, проектные заявки которых вы хотели бы отправить на конкурс для включения в Календарь региональных и местных мероприятий Недели УР-2015 (прием конкурсных заявок проходит до 26.03.2015). Выполните предлагаемых инициатив в свободной форме. Объем описания – не более 1 страницы формата А4.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ИНТЕРНЕТ-ИГРЫ 

У вас есть 3 часа для того, чтобы:

  • выбрать те игровые задания, которые вы будете выполнять,
  • выполнить их в соответствии с методикой мини-исследования (например – http://newlineclub.net/ourbelarus/rus/recommendation.htm). Напоминаем, что рабочий язык игры – русский (хотя вы имеете право выполнить задания и на белорусском языке). При желании вы можете сопроводить свой ответ кратким SUMMARY на английском языке;
  • отправить оформленные ответы организаторам игры по следующим адресам: yiecnewline@gmail.com, artluk22@mail.ru (одновременно).  

 

ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ БОЛЕЕ ОБОСНОВАННЫХ И АРГУМЕНТИРОВАННЫХ ОТВЕТОВ ВЫ МОЖЕТЕ ОБМЕНИВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУГИМИ ГРУППАМИ И УЧАСТНИКАМИ, ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО ВСЕМИ, КОГО СОЧТЕТЕ НУЖНЫМ ЗАДЕЙСТВОВАТЬ В СВОЕЙ РАБОТЕ.

 

Пожалуйста, не забудьте подписать ваш вариант выполнения игрового задания. Укажите:

— имя команды

— имена, класс и возраст ВСЕХ участников вашей команды (для сохранения авторских прав можете указать также и тот вклад, который внес каждый участник команды в общую работу. Это будет особо необходимо в случае публикации в сети вашего варианта выполнения игрового задания)

— имена педагогов и других помогавших вам друзей и взрослых.

Спасибо за участие в игре. Надеемся, что наше сотрудничество было плодотворным и мы сумеем его продолжить.

До встречи в сети ради процветания НАШЕЙ Беларуси!!!!!!

 

Оргкомитет Интернет-игры «НАША Беларусь: Цели устойчивого развития»

11 марта 2015 года

 

[1] Рисунок взят со страницы: http://www.viems.ru/avtoref/romanov.files/image006.gif